миллиона людей с нарушениями слуха насчитывается во всем мире
различных жестовых
языков они
используют
В Москве проживает около миллиона людей с инвалидностью, из них порядка 5 тысяч человек — слабослышащие и глухие люди. Большинство из них общаются на русском жестовом языке, который с 2013 года получил статус официального.
Наш город постепенно становится все более уютным и комфортным мегаполисом для всех жителей, независимо от их физических возможностей. Здесь развивается инклюзивная и безбарьерная среда, создаются благоприятные условия для каждого.
Руководитель Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
НажмиЦентр «Моя карьера» активно сотрудничает с Всероссийским обществом глухих по трудоустройству людей с инвалидностью. Представители организации в качестве приглашенных экспертов участвуют в адаптации образовательных программ к особым потребностям слушателей с инвалидностью.
В «Моей карьере» работает карьерный консультант, владеющий русским жестовым языком. Специалисты центра готовы помочь в поиске работы соискателям с инвалидностью, проконсультировать их по всем возникающим вопросам.
ул. Сергия Радонежского, д. 1, стр. 1.
Вопросы можно задать по электронной почте:
mycareer@mos.ru
Первые трудности у соискателей с нарушением слуха могут возникнуть еще на этапе написания резюме. Требования к написанию резюме меняются, и не всегда кандидаты знают, как лучше себя подать, честно сообщить о своих особенностях, но при этом не оттолкнуть потенциального работодателя. Консультанты в центре «Моя карьера» подскажут, как это сделать
У кандидатов, которые не имеют опыта собеседований с работодателями, представления о том, как проходит интервью, отличаются от реальности. Также далеко не у каждой организации есть возможность пригласить переводчика с жестового языка. Кандидаты с инвалидностью не знают, как донести информацию о себе в таком виде, чтобы инвалидность не стала аргументом для отказа в трудоустройстве. Это очень стрессовая ситуация для соискателя.
Испытательный срок — двойной стресс. Помимо адаптации к новой среде, перед сотрудником стоит задача закрепить положительное впечатление о себе. Принципиально важные моменты — честность и смелость. Новый сотрудник не должен стесняться уточнять информацию по функционалу, если что-то осталось непонятным. Это касается всех соискателей, но особенно людей с нарушениями слуха, которые чувствуют неуверенность в общении с окружающими. Главное — перебороть страх, не позволить ему стать препятствием на пути к трудоустройству.
С марта 2020 года Центр занятости населения «Моя работа» запустил цикл видеоуроков по русскому жестовому языку. На уроках разбираются самые базовые жесты, с помощью которых можно поздороваться с человеком с нарушением слуха, поинтересоваться, как у собеседника дела, понять его ответ.
Самые полезные тренинги для успешного трудоустройства адаптированы специально для соискателей с инвалидностью и сопровождаются переводом на русский жестовый язык.
ул. Щепкина, д. 38, стр. 1. (на ремонте)
Узнать расписание клуба «Хочу работать» по электронной почте:
czn-invalid@social.mos.ru
Учебный центр «Профессионал» публикует на своем YouTube-канале вебинары с сурдопереводом в рамках проекта «Суббота онлайн».
Это серия открытых мастер-классов, на которых лучшие преподаватели центра и эксперты-практики делятся профессиональными наниями и лайфхаками о трудоустройстве и саморазвитии.
Адрес центра «Моя работа»:
ул. Академика Скрябина, д. 9, стр. 4
/ Рязанский проспект, д. 7, стр. 1
Электронная почта для вопросов:
eduprof@social.mos.ru
«Абилимпикс» — это чемпионат профессионального мастерства для людей с инвалидностью. Его цель — профессиональная ориентация, социализация и трудоустройство участников.
На конкурсе представлено более 80 профессиональных компетенций. Участники с нарушением слуха демонстрируют свои таланты в парикмахерском искусстве, кулинарном и ювелирном деле, сварочных технологиях, ландшафтном дизайне, программировании и робототехнике.
Чемпионат проводится ежегодно и меняет традиционные взгляды работодателей на сотрудников с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря этому многие участники «Абилимпикс» успешно реализуют себя в профессии.
Занял II место на «Абилимпикс-2021» в компетенции «Слесарное дело».
Евгений учится на втором курсе Технологического колледжа № 21 на мастера по ремонту и обслуживанию автомобилей. Как и многие мальчишки, он с детства увлекался машинами и решил связать с ними свою профессию.
Молодой человек решительно намерен создать что-то новое в сфере автомеханики и развивать отечественный автопром. В свободное от учебы время любимое занятие Евгения — моделирование.На чемпионате «Абилимпикс» Евгений пробует себя в разных направлениях, которые помогут ему развиваться в профессиональной сфере. В 2021 году он успешно выступил в компетенции «Слесарное дело», в 2022 — выбрал компетенцию «Сварочные технологии». Участник рассказывает, что при подготовке к соревнованиям он хорошо продвинулся в области кузовного ремонта.
Вторая страсть Евгения — спорт. Он увлекается футболом, теннисом, плаванием, легкой атлетикой. Ежегодно принимает участие в соревнованиях по толканию ядра и занимает призовые места.
Победитель «Абилимпикс-2021» в компетенции «Облицовка плиткой» и «Абилимпикс-2022» в компетенции «Сухое строительство и штукатурные работы»
«Пробую себя в разных направлениях, чтобы быть разносторонним специалистом. Я мечтаю стать архитектором, поэтому все, чему я научился на чемпионате, мне очень пригодится в будущем», — говорит Владислав.
Владислав учится в школе-интернате № 30 им. К.А. Микаэльяна для детей с нарушениями слуха. Участвует в «Абилимпикс» с 2020 года. На первом своем чемпионате профмастерства он занял 3 место, а уже через год стал победителем.
Молодой человек уверен, что упорная работа — это универсальный секрет успеха во всех сферах жизни. Перед выступлением на чемпионате он целый год практиковался в резке и укладке плитки, затирке швов, штукатурном деле. Готовиться к соревнованиям школьнику помогает наставник Оксана Степанова.
Победитель «Абилимпикс-2021» в компетенции «Малярное дело» Оксана Викторовна — педагог и наставник «Абилимпикс». Она работает в школе и с 2020 года готовит своих учеников к соревнованиям по профессиональному мастерству в направлении строительства и ремонта.
Малярному делу, облицовке плиткой, штукатурке стен и многому другому Оксану с детства обучал отец. Теперь она передает свое мастерство ученикам, многие из которых добились отличных результатов на «Абилимпикс». Чтобы поддержать ребят и проверить свои силы, наставница решила сама выступить на чемпионате и стала лучшей в компетенции «Малярное дело» среди взрослых специалистов.
«Для достижения поставленной цели необходимы две вещи: жгучее желание победить и твердая вера в то, что все возможно. И тогда все обязательно получится», — считает Оксана Степанова.
Победитель «Абилимпикс-2020» в компетенции «Мультимедийная журналистика».
Екатерина — активная, креативная и трудолюбивая девушка. Она учится на социального работника в РГСУ и работает в столичном Колледже малого бизнеса № 4. Увлекается журналистикой, танцами, театральным искусством, жестовым пением. В 2020 году талантливая студентка победила на Московском чемпионате профессионального мастерства «Абилимпикс» а после выиграла и на всероссийских соревнованиях. После победы на чемпионате Екатерина работала репортером в Московской городской организации Всероссийского общества глухих. На «Абилимпикс-2022» девушка выступила в новой для себя роли — стала наставницей участников из своего колледжа в компетенции «Дизайн плаката».
Занял II место на «Абилимпикс-2021» в компетенции «Слесарное дело».
Евгений учится на втором курсе Технологического колледжа № 21 на мастера по ремонту и обслуживанию автомобилей. Как и многие мальчишки, он с детства увлекался машинами и решил связать с ними свою профессию.
Молодой человек решительно намерен создать что-то новое в сфере автомеханики и развивать отечественный автопром. В свободное от учебы время любимое занятие Евгения — моделирование.На чемпионате «Абилимпикс» Евгений пробует себя в разных направлениях, которые помогут ему развиваться в профессиональной сфере. В 2021 году он успешно выступил в компетенции «Слесарное дело», в 2022 — выбрал компетенцию «Сварочные технологии». Участник рассказывает, что при подготовке к соревнованиям он хорошо продвинулся в области кузовного ремонта.
Вторая страсть Евгения — спорт. Он увлекается футболом, теннисом, плаванием, легкой атлетикой. Ежегодно принимает участие в соревнованиях по толканию ядра и занимает призовые места.
Победитель «Абилимпикс-2021» в компетенции «Облицовка плиткой» и «Абилимпикс-2022» в компетенции «Сухое строительство и штукатурные работы»
«Пробую себя в разных направлениях, чтобы быть разносторонним специалистом. Я мечтаю стать архитектором, поэтому все, чему я научился на чемпионате, мне очень пригодится в будущем», — говорит Владислав.
Владислав учится в школе-интернате № 30 им. К.А. Микаэльяна для детей с нарушениями слуха. Участвует в «Абилимпикс» с 2020 года. На первом своем чемпионате профмастерства он занял 3 место, а уже через год стал победителем.
Молодой человек уверен, что упорная работа — это универсальный секрет успеха во всех сферах жизни. Перед выступлением на чемпионате он целый год практиковался в резке и укладке плитки, затирке швов, штукатурном деле. Готовиться к соревнованиям школьнику помогает наставник Оксана Степанова.
Победитель «Абилимпикс-2021» в компетенции «Малярное дело» Оксана Викторовна — педагог и наставник «Абилимпикс». Она работает в школе и с 2020 года готовит своих учеников к соревнованиям по профессиональному мастерству в направлении строительства и ремонта.
Малярному делу, облицовке плиткой, штукатурке стен и многому другому Оксану с детства обучал отец. Теперь она передает свое мастерство ученикам, многие из которых добились отличных результатов на «Абилимпикс». Чтобы поддержать ребят и проверить свои силы, наставница решила сама выступить на чемпионате и стала лучшей в компетенции «Малярное дело» среди взрослых специалистов.
«Для достижения поставленной цели необходимы две вещи: жгучее желание победить и твердая вера в то, что все возможно. И тогда все обязательно получится», — считает Оксана Степанова.
Победитель «Абилимпикс-2020» в компетенции «Мультимедийная журналистика».
Екатерина — активная, креативная и трудолюбивая девушка. Она учится на социального работника в РГСУ и работает в столичном Колледже малого бизнеса № 4. Увлекается журналистикой, танцами, театральным искусством, жестовым пением. В 2020 году талантливая студентка победила на Московском чемпионате профессионального мастерства «Абилимпикс» а после выиграла и на всероссийских соревнованиях. После победы на чемпионате Екатерина работала репортером в Московской городской организации Всероссийского общества глухих. На «Абилимпикс-2022» девушка выступила в новой для себя роли — стала наставницей участников из своего колледжа в компетенции «Дизайн плаката».
Занял II место на «Абилимпикс-2021» в компетенции «Слесарное дело».
Евгений учится на втором курсе Технологического колледжа № 21 на мастера по ремонту и обслуживанию автомобилей. Как и многие мальчишки, он с детства увлекался машинами и решил связать с ними свою профессию.
Молодой человек решительно намерен создать что-то новое в сфере автомеханики и развивать отечественный автопром. В свободное от учебы время любимое занятие Евгения — моделирование.На чемпионате «Абилимпикс» Евгений пробует себя в разных направлениях, которые помогут ему развиваться в профессиональной сфере. В 2021 году он успешно выступил в компетенции «Слесарное дело», в 2022 — выбрал компетенцию «Сварочные технологии». Участник рассказывает, что при подготовке к соревнованиям он хорошо продвинулся в области кузовного ремонта.
Вторая страсть Евгения — спорт. Он увлекается футболом, теннисом, плаванием, легкой атлетикой. Ежегодно принимает участие в соревнованиях по толканию ядра и занимает призовые места.
В столичных особых семейных центрах («Дом Детей», «Роза ветров», «Семь-я», «Формула Роста», а также Центре социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов имени Г.И. Россолимо) специалисты разрабатывают индивидуальную программу социально-психологической поддержки детей и план сопровождения для семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха.
Важное направление — развитие познавательной сферы у ребенка с нарушениями слуха: его внимания, памяти, мышления, речи. Происходит это через индивидуальные и групповые занятия, комплексную коррекционную работу со специалистами семейных центров. Особое внимание уделяется наполнению эмоциональной сферы такого ребенка, которая помогает ему правильно воспринимать действительность и реагировать на нее.
Кроме того, в особых семейных центрах семьи с детьми могут получить социальную и правовую помощь.
«Увидев Сашу впервые, я разволновался и не сразу решился подойти. При знакомстве оказалось, что у нее также есть нарушения слуха, но она все-таки слышит, находясь на близком расстоянии к источнику звука. Во время диалога я узнал, что мы с ней учимся в одной школе, только в разных классах. Удивительно, что мы не пересеклись раньше», – вспоминает Максим.
Отношения стали развиваться, молодые люди ощущали невероятную душевную близость. Успешно сдав экзамены, Максим поступил в медицинское училище на отделение «Лабораторная диагностика».
«В группе я один был неслышащим студентом, но всегда находил способы освоения информации, и это позволяло мне успешно проходить все образовательные этапы. Меня заинтересовала психология, решил освоить эту науку и поступил в Институт управления и права. Я учился одновременно в двух учебных заведениях. Да, было тяжело, обучение занимало большую часть моего времени, но я точно знал, что чувствую в этом высокую потребность и осознавал, для чего мне это нужно», – делится Максим.
Сейчас Максим работает в лаборатории одной из московских клиник, в их с Александрой семье подрастает сын. 7-летний Миша также посещает семейный центр: под руководством педагога мальчик изучает языковую систему Макатон, посещает арт-терапевтические занятия и кулинарные мастер-классы. Его фирменное блюдо – венские вафли.
«Семья Александры и Максима подарила сотрудникам центра вдохновение и продемонстрировала, с какой легкостью можно воспринимать жизненные невзгоды. Такие люди – это наши огоньки и проводники. Они – сильные люди, которые достойно проходят шаг за шагом, выстраивая свою счастливую жизнь», – говорит Виктория Тимофеева, сотрудник семейного центра «Ориентир».
С 2016 года в Пушкинском музее реализуется масштабная программа «Доступный музей». Сюда входят прогулки по музею с тифлокомментированием для незрячих и слабовидящих посетителей, общие программы на русском жестовом языке, авторские экскурсии от глухих экскурсоводов и мероприятия с сурдопереводом.
Проводятся экскурсии как для взрослых, так и для детей, семейных групп. В том числе есть мероприятия для слышащих детей, у которых родители — с нарушениями слуха.
Куратор программ доступности ГМИИ им. А. С. Пушкина
Диапазон мероприятий на русском жестовом языке в Пушкинском музее постоянно расширяется. Переводом на РЖЯ сопровождаются циклы лекций, экскурсии и мастер-классы. В этом году к международному дню глухих в музее запланирована премьера фильма «Жесты» режиссера Юрия Орлова и продюсера Георгия Аваньяна. Это фильм о неслышащих молодых людях, которые ходят на экскурсии на русском жестовом языке и участвуют в мультисенсорных практиках музея.
Также, в рамках выставочного проекта «Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие. Часть I», посвященного теме слепоты и методу редукции зрения в искусстве на экспозиции будет представлена видеоработа Владимира Аверина и Сергея Лушкина «Учиться видеть» (2022) на русском жестовом языке, созданная по упражнениям Михаила Матюшина о расширении видения, похожим на гимнастику глаз. Эмоциональный рассказ в этом проекте исполнили актеры Мария Румянцева, Алексей Лемешев и перформер Геннадий Тихенко.
Актрисы театра и кино рассказали о знаменитых женщинах-художницах Монпарнаса, в том числе на русском жестовом языке.
Проект к выставке «Музы Монпарнаса», рассказчицы: Юлия Ауг, Мириам Сехон, Стася Венкова, Любовь Толкалина, Яна Гладких, Алиса Дмитриева, Полина Виторган. На РЖЯ текст читает актриса Мария Румянцева.
Руководитель Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Между людьми с нарушением слуха и теми, кто слышит, уверенно снимаются барьеры. Москва поддерживает людей с инвалидностью по слуху. В 2020 году был создан центр помощи «Говори руками» для неслышащих жителей. Специалисты сервиса консультируют горожан по вопросам предоставления социальных услуг, помогают вызвать экстренные службы, а также организовывают и проводят дистанционный сурдоперевод при обращении в другие государственные учреждения города. Совместно с Московской городской организацией Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих" (МГО ОООИ ВОГ) идет работа над программой поддержки людей с нарушениями слуха: в городе работает 54 районных отделения Московского общества глухих, а также открылись клубы позднооглохших, слепоглухих и любителей русского языка. В этих клубах москвичи изучают русский жестовый язык, чтобы чувствовать себя комфортно в городской среде.
Экскурсия на русском жестовом языке «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых»
Место проведения: Главное здание (Волхонка, 12)
Ведет: Светлана Бобкова, глухой экскурсовод
Экскурсия на русском жестовом языке «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых»
Место проведения: Главное здание (Волхонка, 12)
Ведет: Светлана Бобкова, глухой экскурсовод
Экскурсия на русском жестовом «Живопись Франции XVII - начала XIX веков»
Место проведения: Главное здание (Волхонка, 12)
Ведет: Светлана Бобкова, глухой экскурсовод
Экскурсия на русском жестовом языке «Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие. Часть I»
Место проведения: Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина (Волхонка, 14)
Ведет: Геннадий Тихенко, глухой экскурсовод
Экскурсия на русском жестовом языке «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых»
Место проведения: Главное здание (Волхонка, 12)
Ведет: Светлана Бобкова, глухой экскурсовод
Экскурсия на русском жестовом языке «Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие. Часть I»
Место проведения: Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина (Волхонка, 14)
Ведет: Геннадий Тихенко, глухой экскурсовод
Экскурсия на русском жестовом языке «Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие. Часть I»
Место проведения: Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина (Волхонка, 14)
Ведет: Геннадий Тихенко, глухой экскурсовод